Главная / Район / МОМВД России "Козельский" / Некоторые разъяснения законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Некоторые разъяснения законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

1 июля 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". В связи с его принятием УК РФ дополнен ст. 314.1, предусматривающей ответственность за уклонение от административного надзора.
Часть 1 ст. 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" предусматривает основания административного надзора. Согласно этим основаниям данная мера устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Из этого следует, что одним из обязательных условий установления административного надзора является наличие непогашенной либо неснятой судимости, в течение которой может применяться административный надзор.
Статья 314.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно за самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, а также за неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления, либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
К настоящему времени сложилась определенная практика применения данной нормы: суды при вынесении приговоров за уклонение от административного надзора учитывают рецидив преступлений в качестве отягчающего наказание обстоятельства.
Данная позиция судов, основана на следующих обстоятельствах: в действиях лиц, уклоняющихся от административного надзора, усматриваются  признаки рецидива преступлений. Согласно ч. 1 ст. 18 УК РФ рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Так, преступление, предусмотренное ст. 314.1 УК РФ, характеризуется умышленной формой вины. В качестве ранее совершенных умышленных преступлений будут выступать деяния, перечисленные в ст. 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в частности тяжкие или особо тяжкие преступления, преступления, совершенные при рецидиве преступлений, или умышленные преступления в отношении несовершеннолетнего. Лица, в отношении которых выносится приговор по ст. 314.1 УК РФ, являются судимыми по вышеназванным преступлениям, что устанавливается материалами уголовного дела. Исходя из этого, назначая наказание по ст. 314.1 УК РФ, суды и учитывают рецидив преступлений в качестве отягчающего наказание обстоятельства.

Пресс-служба МОМВД России «Козельский»